[an error occurred while processing this directive] Статус налоговой полиции

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/taxes/tax021.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Статус налоговой полиции

По вопросу о налоговой полиции наш законодатель долгое время сам не понимал, что это за орган и куда его следует отнести. Налоговая полиция была создана в 1992 году в недрах налоговой инспекции как отдельное структурное подразделение управления налоговых расследований. Но уже в 1993 году появился специальный Федеральный закон «О федеральных органах налоговой полиции», по которому эта структура органов приобретала самостоятельность, отделилась от налоговой инспекции и мы с 1993 года получили две системы параллельно существующих органов – налоговые органы и органы налоговой полиции.

Налоговая полиция сразу создавалась как правоохранительный орган. И в законе 1993 года черным по белому написано, что это правоохранительный орган в сфере экономической деятельности государства. За налоговой полицией закреплено всего три основных задачи, которые она и решает. Никакие иные задачи на нее возложены быть не могут.

Первая – это выявление, предупреждение, пресечение налоговых преступлений и правонарушений.

Вторая – обеспечение безопасности деятельности налоговых органов.

Третья – предупреждение, выявление, пресечение коррупции в самих налоговых органах.

Между этими двумя органами пересечение происходит буквально по одному моменту: это выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений. Здесь налоговая полиция и налоговая инспекция пересекаются. Вначале законодатель в законе 1993 года допустил ситуацию, когда налоговая полиция могла инициативно проводить проверки, в том числе и после того, как уже проверила налоговая инспекция. Пришла налоговая инспекция, проверила налогоплательщика, дальше приходит налоговая полиция и проверяет и налогоплательщика, и налоговый орган по поводу того, как была проведена проверка и не было ли сговора между проверяемым и проверяющим. На основании того, что в законе было сказано, что налоговая полиция, должностные лица органов налоговой полиции осуществляют полномочия налоговых органов, аналогичным образом налоговая полиция взыскивала в бесспорном порядке суммы налогов, суммы пени и суммы штрафов.

Это продолжалось до 1996 года, когда Конституционный суд в декабре 1996 года (это было одно из судьбоносных решений для налогоплательщиков) сказал, что взыскание штрафов в бесспорном порядке недопустимо (именно по поводу налоговой полиции). И после этого решения КС законодатель переосмыслил подход к налоговой полиции, и шла тогда большая дискуссия о том, насколько вообще целесообразно иметь две параллельные структуры органов, которые занимаются одним и тем же. И когда появился НК, то в нем законодатель занял позицию о том, что налоговая полиция участником налоговых отношений не являются, поэтому инициативные проверки проводить не может и взыскивать суммы пени, штрафов и недоимок не может ни при каких обстоятельствах. Таким образом, с 1 января 1999 года произошло кардинальное размежевание функций этих органов. Налоговая полиция утратила все свои налоговые полномочия и стала органом, который работает только в сфере налоговых преступлений, получая от налоговых органов необходимую информацию в пределах 10-дневного срока.

Но такое резкое телодвижение, естественно, вызвало ответные действия со стороны налоговой полиции, которая уже хорошо прижилась на этом поле деятельности и не хотела уходить. В частности, была очень бурная дискуссия на всех уровнях, не только в научной среде, но и в политической. Налоговая полиция выдвигала ряд соображений, которыми действительно нельзя было пренебрегать, в частности, налоговая полиция говорила о том, что те материалы, которые попадают в налоговую полицию от налоговых органов, не позволяют довести дело до суда, дело рассыпается, потому что доказательства собраны с нарушением процессуального порядка, и фактически это означает, что привлечь за налоговые преступления становится невозможным.

Законодатель, очевидно, призадумался над этим фактом, потому что в августе 1999 года, когда в кодекс вносились изменения, в том числе налоговую полицию вернули в ст.9 как участника налоговых правоотношений, но все-таки не полноценного, а участника только в тех случаях, которые прямо предусмотрены в НК. Таких случаев 4 на сегодняшний день по ч.1 НК. Более того, эта ситуация была в августе, а в сентябре 1999 года выходит новый указ президента «О порядке прохождения службы в налоговой полиции», в котором опять черным по белому записывается, что должностные лица органов налоговой полиции реализуют налоговые полномочия налоговых органов. (Так оно и было до кодекса и опять в указе всё повторяется).

Тем не менее, по НК участие налоговой полиции на сегодняшний день следующим образом осуществлено. Налоговая полиция осуществляет дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, которые отнесены этим органом к УПК. В данном случае это не только налоговые преступления, но и другие преступления. В данном случае кодекс еще раз подчеркнул, что налоговая полиция работает в сфере налоговых преступлений.

Второй момент, который прописан в НК в отношении налоговой полиции, это то, что налоговая полиция имеет право в соответствии с федеральным законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ОРД). Это очень важный момент, потому что ОРД на самом деле предполагает право проведения проверок и ревизий, иначе получить доказательство налоговых преступлений невозможно. Но эти проверки не являются налоговыми проверками в смысле НК, они являются проверками в смысле закона об ОРД и, таким образом, подчиняются правилам, предусмотренным в законе об ОРД, хотя понятно, что налоговая полиция, проводя такие проверки, будет привлекать в число проверяющих тех же самых налоговых инспекторов, которые действительно знают этот предмет. Но это уже все равно не налоговая проверка, а проверка в рамках возбужденного уголовного дела.

В-третьих, налоговая полиция имеет право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. Этот момент «по запросу налоговых органов» появился летом 1999 года, как реакция законодателя на то, что налоговая полиция выставила свои возражения.

И, наконец, налоговая полиция обязана информировать налоговую инспекцию, так же как налоговая инспекция налоговую полицию, о фактах налоговых правонарушений, которые стали ей известны в результате ее самостоятельной деятельности, то есть когда дело не тянет на преступление, а в УК критерием является размер неуплаченного налога, то, следовательно, возникают материалы правонарушения, которые налоговая полиция передает в налоговую инспекцию, которая уже поступает в соответствии с НК.

11 марта 2003 года Президент РФ подписал Указ об упразднении органов налоговой полиции, и передачи её полномочий органом МВД. Так что теперь, кто, что, где, чего, пока неизвестно. 20 марта было Письмо МНС РФ N АС-6-06/326 "О взаимодействии с федеральными органами налоговой полиции в период ликвидации ФСНП России" , в котором указано, что в течение периода, установленного для ликвидации ФСНП РФ, налоговые органы будут продолжать взаимодействовать с органами ФСНП РФ в ранее установленном порядке. Налоговым органам предписано незамедлительно информировать органы прокуратуры о фактах отказов руководителей органов налоговой полиции от принятия и рассмотрения направляемых налоговыми органами материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления.
МВД тоже практически сразу заявило о себе: они выступили с предложением ужесточить ответственность за налоговые преступления. [an error occurred while processing this directive]