[an error occurred while processing this directive] Особенности приватизации отдельных видов имущества

© 2002—2020 Информационно-юридический портал FLEXA.RU

При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/law/zak/zak053-5.shtml
[an error occurred while processing this directive]Коммерческое право

Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"

    
          Глава V. Особенности приватизации отдельных видов имущества
    
Статья 27. Особенности сделок, связанных с продажей имущественного комплекса 
унитарного предприятия
       1. Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в 
собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую 
деятельность без образования юридического лица, в порядке и способами, которые 
предусмотрены настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных 
настоящей статьей.
       
       Состав подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия 
определяется в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
       Опубликование прогнозного плана (программы) приватизации является уведомлением 
кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия. Заявленные 
кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава 
подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не 
требуется согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя.
       2. После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного 
комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По 
обязательствам, не учтенным в передаточном акте, Российская Федерация, субъект 
Российской Федерации, муниципальное образование ответственность не несут.
       Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса 
унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого 
комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от 
заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.
       3. Право собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия 
переходит к покупателю в порядке, предусмотренном пунктами 3 и 4 статьи 32 настоящего 
Федерального закона, при условии погашения задолженности (при ее наличии) по уплате 
налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные 
внебюджетные фонды.
       С момента перехода к покупателю права собственности на имущественный комплекс 
унитарного предприятия прекращается право хозяйственного ведения унитарного 
предприятия, имущественный комплекс которого продан.
       4. Договор купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия, 
передаточный акт, а также документ, подтверждающий погашение задолженности (при ее 
наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и 
государственные внебюджетные фонды, является основанием государственной регистрации 
перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к 
покупателю.
       
       5. С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного 
предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс 
которого продан.
       Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный 
реестр юридических лиц определяется уполномоченным Правительством Российской 
Федерации федеральным органом исполнительной власти.
       
Статья 28. Отчуждение земельных участков
       1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство 
которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, 
осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, 
земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, 
если иное не предусмотрено федеральным законом.
       2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется 
одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:
       находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) 
пользования или аренды;
       занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, 
входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и 
необходимых для использования указанных объектов.
       
       3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и 
расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной 
собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или 
муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено 
федеральным законом.
       По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном 
участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий 
земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять 
лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, 
зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не 
превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.
       Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного 
участка.
       Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за 
исключением случаев, предусмотренных законом.
       4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, 
строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с 
покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка 
со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном 
законодательством.
       Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе 
одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после 
приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном 
участке.
       Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется 
пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или 
сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.
       
       5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в 
границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового 
паспорта земельного участка.
       Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации 
имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи 
земельного участка.
       6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при 
необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.
       При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты 
инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной 
собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, 
расположенных на указанных земельных участках.
       Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок 
публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и 
принадлежностей в полном объеме.
       
       7. Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих 
земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность 
осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным 
законодательством.
       
       8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат 
земельные участки в составе земель:
       лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
       зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
       общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, 
парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
       не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской 
Федерации.
       Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат 
находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в 
границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
       Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с 
настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель 
транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных 
портах, аэропортах или отведенные для их развития.
       9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых 
для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ 
не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального 
закона.
       
Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия
       1. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные 
объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые 
установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами 
по содержанию, сохранению и использованию (далее - охранное обязательство).
       Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного 
наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, являющихся 
сложными вещами, распространяются на все их составные части.
       
       2. Условия охранных обязательств определяются в соответствии с законодательством 
Российской Федерации:
       в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) 
федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим 
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в 
сфере историко-культурного наследия;
       в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) 
регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и 
культуры) - уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (памятников 
истории и культуры) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на 
территориях которых находятся данные объекты;
       в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного 
(муниципального) значения - органами местного самоуправления муниципальных образований, 
на территориях которых находятся данные объекты.
       Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного 
самоуправления муниципальных образований, на территориях которых находятся объекты 
культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения, вправе вносить 
предложения об условиях охранных обязательств данных объектов.
       
       3. Охранное обязательство оформляется в порядке, установленном уполномоченным 
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и его 
условия подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи 
объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) или имущественного комплекса 
унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия 
(памятник истории и культуры).
       Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных охранными 
обязательствами, осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав 
собственности на объект культурного наследия (памятник истории и культуры), выявленный 
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) или имущественный комплекс 
унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия 
(памятник истории и культуры).
       
       4. Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта 
культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения 
реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого 
объекта требования.
       В случае, если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не 
является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние 
помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника 
объекта культурного наследия.
       Требования к подготовке охранных обязательств, их содержанию и выполнению, меры 
по контролю за их выполнением, а также требования к подтверждению собственником объекта 
культурного наследия выполнения этих обязательств утверждаются в порядке, определенном 
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом 
исполнительной власти.
       
Статья 30. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-
бытового назначения
       
       1. Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и 
коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного 
комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:
       объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе 
детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев 
для инвалидов, детей и престарелых;
       объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для 
обслуживания жителей соответствующего поселения;
       детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
       жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
       объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей 
соответствующего поселения.
       Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов осуществляется по 
согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
       2. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные 
в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по 
основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную 
собственность в порядке, установленном законодательством.
       3. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные 
для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс 
унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим 
Федеральным законом.
       4. Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и 
коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, 
установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента 
приватизации.
       В случае нарушения собственником условия о сохранении назначения 
приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в 
течение указанного срока органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском 
об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд.
       
Статья 31. Обременения приватизируемого государственного или муниципального 
имущества
       1. При отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке 
приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, 
предусмотренными настоящим федеральным законом или иными федеральными законами, и 
публичным сервитутом.
       2. Ограничениями могут являться:
       1) обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное 
или муниципальное имущество по определенному назначению, в том числе объекты 
социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
       2) обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного 
имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим 
характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с 
приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, 
объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество 
мобилизационного назначения;
       3) иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им 
порядке.
       3. Публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать 
ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального 
имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, 
а именно:
       обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд;
       обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков;
       обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и 
трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.
       4. Решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, 
принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного 
или муниципального имущества.
       Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении 
принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. 
Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть 
указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального 
имущества.
       5. Переход прав на государственное или муниципальное имущество, обремененное 
публичным сервитутом, не влечет за собой прекращение публичного сервитута.
       Предусмотренные настоящей статьей ограничения прав собственника имущества, 
приобретенного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, 
сохраняются при всех сделках с этим имуществом, вплоть до их отмены (прекращения 
публичного сервитута).
       6. В случае нарушения собственником имущества, приобретенного в порядке 
приватизации государственного или муниципального имущества, установленного обременения, 
в том числе условий публичного сервитута, на основании решения суда:
       указанное лицо может быть обязано исполнить в натуре условия обременения, в том 
числе публичного сервитута;
       с указанного лица могут быть взысканы убытки, причиненные нарушением условий 
обременения, в том числе публичного сервитута, в доход государства или муниципального 
образования, а при отсутствии последнего - в доход субъекта Российской Федерации.
       7. Обременение, в том числе публичный сервитут, может быть прекращено или их 
условия могут быть изменены в случае:
       отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в 
обременении, в том числе в публичном сервитуте;
       невозможности или существенного затруднения использования имущества по его 
прямому назначению.
       8. Прекращение обременения, в том числе публичного сервитута, или изменение их 
условий допускается на основании решения органа, принявшего решение об условиях 
приватизации, или иного уполномоченного органа либо на основании решения суда, принятого 
по иску собственника имущества.
       
Статья 32. Оформление сделок купли-продажи государственного или муниципального 
имущества
       1. Продажа государственного или муниципального имущества оформляется договором 
купли-продажи.
       2. Обязательными условиями договора купли-продажи государственного или 
муниципального имущества являются:
       сведения о сторонах договора; наименование государственного или муниципального 
имущества; место его нахождения; состав и цена государственного или муниципального 
имущества; количество акций открытого акционерного общества, их категория и стоимость; в 
соответствии с настоящим Федеральным законом порядок и срок передачи государственного 
или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за 
приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было 
приобретено покупателем;
       порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества 
до перехода к нему права собственности на указанное имущество;
       сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или 
земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при 
переходе прав на указанные объекты;
       иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
       Обязательства покупателя в отношении приобретаемого государственного или 
муниципального имущества должны иметь сроки их исполнения, а также определяемую в 
соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку, за 
исключением обязательств, не связанных с совершением действий по передаче 
приобретаемого государственного или муниципального имущества, выполнением работ, 
уплатой денег.
       3. Право собственности на приобретаемое государственное или муниципальное 
имущество переходит к покупателю в установленном порядке после полной его оплаты с 
учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
       4. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к 
покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое 
имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор 
купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи 
имущества. Расходы на оплату услуг регистратора возлагаются на покупателя.
[an error occurred while processing this directive]